Получение УКЭП (ЭЦП) в 2024 году

Содержание

В 2022 году вступили в силу серьёзные изменения закона об электронной подписи. Они коснулись порядка получения сертификатов электронных подписей (УКЭП) для руководителей, ИП и сотрудников.

Теперь подробнее обо всех категориях получателей.

Изменения в законе об электронной подписи с 01.01.2022 г.

С 01.01.2022 года выпуск электронных подписей для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов контролирует УЦ ФНС. А налоговая, в свою очередь, доверяет выпуски электронных подписей от своего имени удостоверяющим центрам, которые удовлетворяют самым строгим требованиям — доверенным УЦ ФНС.

Что изменилось в выпуске УКЭП для Руководителей ЮЛ и ИП

Выпуск первой электронной подписи от УЦ ФНС осуществляется только лично

Требуется посещение офиса доверенного УЦ ФНС или отделения ФНС, в котором производят выдачу КЭП

Универсальная квалифицированная электронная подпись

Теперь ЭЦП одна для всего: Торги. отчётность, электронный, госуслуги, электронный документооборот и спецпорталы, которые ранее требовали наличия расширений в сертификате (например: росреестр, федресурс, ФСРАР, ФИС ФРДО).

Действующий сертификат только один

Сертификат УКЭП теперь может быть только один. При обращении за выпуском нового сертификата, предыдущий, если таковой имеется, будет отозван!

Ключи УКЭП полученные в ФНС нельзя копировать

Чтобы передать право подписи сотруднику на него нужно выпустить отдельную электронную подпись. УКЭП сотрудникам как и раньше выдают коммерческие УЦ.

Для записи ключей электронной подписи используются только сертифицированные USB-токены

Использование обычных флешек недопустимо

Возможно удалённое продление только сертификатов ранее полученных в УЦ ФНС (в том числе доверенном УЦ ФНС)

Полученные сертификаты УКЭП в других УЦ удалённо продлить нельзя!

УКЭП руководителя юридического лица

Получение нового сертификата УКЭП

По новому закону, С 1 января 2022 г получателю необходимо лично явиться офис налоговой или доверенного УЦ ФНС на сверку личности и получение сертификата электронной подписи. УКЭП руководителям коммерческих ЮЛ мы оформляем в офисах нашего партнера ITCOM.

При наличии зарегистрированной подтверждённой биометрии в ЕБС (Единая биометрическая система) можно получить сертификат УКЭП удалённо. 

Продление действующего сертификата

С середины октября 2022 г. ФНС запустила сервис по удалённому продлению сертификатов руководителей. Удалённо можно продлить только уже имеющийся сертификат от ФНС.

Руководители бюджетных организаций теперь получают УКЭП исключительно в казначействе.

УКЭП сотрудника юридического лица

Электронные подписи на сотрудников выдают, как и прежде, коммерческие УЦ.
2022-2024 годы — переходный период для получения электронных подписей на сотрудников.

  • Электронные подписи сотрудников (с реквизитами организации) прекращают действие 1 сентября 2024 г.
  • С 1 марта 2022 г. сотрудники могут использовать электронные подписи физического лица и машиночитаемые доверенности (МЧД), а с 01.09.2024 г. (срок сдвинули, изначально планировалось с 01.01.2023 г.) это станет обязательным.
  • С 1 сентября 2023 года запрещён выпуск новых сертификатов на сотрудников ЮЛ, но выпущенные ранее сертификаты продолжают действие до окончания своего срока, но не позднее 31.08.2024 г.
Период Тип сертификата ЭП, разрешённый к применению
До 1 марта 2022 г. - Сотрудник ЮЛ
С 1 марта 2022 по 31 августа 2024 г.
- Сотрудник ЮЛ
- Физическое лицо с МЧД
С 1 сентября 2024 г. - Физическое лицо с МЧД

УКЭП индивидуального предпринимателя

С 1 января 2022 г электронные подписи индивидуальным предпринимателям также оформляются через доверенный удостоверяющий центр ФНС России. ИП необходимо лично явиться в один из офисов нашего партнера ITCOM.

С середины октября 2022 г. ФНС запустила сервис по удалённому продлению сертификатов ИП. Удалённо можно продлить только уже имеющийся сертификат от ФНС.

При наличии зарегистрированной подтверждённой биометрии в ЕБС (Единая биометрическая система) можно получить сертификат УКЭП удалённо. 

Если у ИП нет возможности посетить доверенный УЦ для получения электронной подписи, то он может получить электронную подпись удалённо, но только на физическое лицо (без включения номера ОГРНИП).

Для ИП — использование сертификата физического лица

Сертификат физического лица отличается от сертификата ИП отсутствием номера ОГРНИП. А основными данными для идентификации являются ИНН и СНИЛС. Так как ИП это физлицо осуществляющее предпринимательскую деятельность, многие порталы в данный момент позволяют использовать сертификаты физических лиц для нужд ИП. Но в любой момент требования могут измениться. Поэтому оформляйте УКЭП физлица для ИП только если нет возможности получить УКЭП на ИП!

УКЭП физического лица

Изменения в порядке получения электронной подписи не коснулись физических лиц. Они по-прежнему получают УКЭП в аккредитованных удостоверяющих центрах. Порядок получения

Получение УКЭП (ЭЦП) в 2024 году обновлено: 18 июля, 2024 автором: ЭЦП SHOP